Какими качествами должен обладать истинный духовный учитель? У него должно быть одно очень сильное качество, а все остальные качества являются проявлением этого свойства.
Такого человека называют «госвами». Иногда это слово используется как титул. Но я сейчас имею в виду под этим определённое отношение к жизни. Всех людей можно разделить на две категории. Одни называются госвами, а другие – годасы. «Свами» – это хозяин, а «го» – это чувства. «Дас» – слуга. Таким образом, одни являются хозяевами своих чувств, а другие – слугами.
Мы уже говорили с вами, что являемся сознанием, а сознание хочет, чтобы было как можно больше приятного. Мы не сможем жить без приятного, мы так устроены, у нас так в паспорте написано: «Создан ты, чтоб было приятно». Но если это так, то где-то это приятное надо брать. Что для нас является источником приятного? Чувства. Кушать, плавать, общаться с людьми через эти чувства – все это дает приятные ощущения. Поэтому мы этим и занимаемся. Человек может попробовать не «кормить» свои чувства, но как он будет себя чувствовать? Плохо. Потому что ему надо откуда-то брать счастье, а его нет. Поэтому ему будет неприятно, он будет ходить расстроенный, озлобленный. «Бхагавад-гита» говорит, что человек может удерживать себя от чувственных наслаждений, но так как вкус у него останется внутри, он не сможет это делать долго.
Я читал в газете: в Индии был один йог, настоящий. Он сидел много лет в пещере, занимался медитацией, контролировал себя, у него была специальная дисциплина, которой он занимался. Однажды ему по каким-то причинам нужно было пойти в город. Он спустился с гор, пришел в этот город и там проходил мимо магазина, где продавались сладости. И вдруг он туда запрыгнул. На индийском рынке лавки все открытые. И он туда прыгнул и стал есть. Люди его уже стали тащить за ноги. А он, как пиявка, ел, пока не наелся.
Поэтому человек может удерживаться от насыщения чувств. Это хорошая вещь, и вместе с тем надо удерживаться разумно, иначе всё развалится: здоровье, отношения. Но представляете, если у человека внутри есть какой-то другой источник счастья? Такой человек может контролировать свои чувства. Обычный человек делает то, что чувства ему говорят. Ведь это же единственный источник счастья. Но тот, у которого счастье внутри, говорится, что такой человек может принимать учеников повсюду в мире. Почему? Это значит, что у него что-то такое есть, чего нет у нас. У него есть какое-то чудо внутри, а мы хотим этому у него научиться. Такого человека называют госвами.
Этот человек совершенен, он счастлив по-другому, не как все обычные люди, поэтому он может контролировать свои чувства. Этот человек очень широко видит мир, у него самое широкое сознание, он видит реальность такой, какая она есть.
Есть одна интересная вещь: чем больше человек сосредотачивается на своих чувствах, на приятных ощущениях, которые дают ему чувства, тем меньше он начинает видеть, что вокруг происходит. Чем больше я сосредоточен на том, что я хочу, тем больше мне всё равно, что происходит вокруг. Если я буду вести себя с людьми так, как будто их нет, то это будет называться хамством. Эти люди почувствуют себя обиженными, оскорбленными. Потому что у них же тоже есть какие-то желания, интересы. Но так как мне чего-то хочется, я перестаю обращать внимание на их интересы.
И чем больше того, что я хочу, тем неприятнее тем, кто рядом со мной находится. Я хочу открыть окно, а он хочет закрыть. «Нет, надо открыть окно». Возникает конфликт. Я хочу, чтоб все сидели, слушали меня, а они сидят и не слушают. Возникает конфликт. Одно дело, если у меня две-три претензии, а представляете, если у меня много претензий? Сложно же общаться с таким человеком? Обычно я сравниваю его с ежом. Одному ему скучно, он приползает к другим ежам, а там больно. Расползаются в разные стороны – скучно. Сползаются – больно. Вот так и живут люди.
Все дурные качества, которые проявляют люди, рождаются из-за сильной сосредоточенности на своих интересах. Чем больше своих интересов, тем больше дурных качеств. Потому что человек перестаёт чувствовать интересы других людей. Воровство, убийство, предательство – все это имеет одну и ту же природу.
Однажды я зашёл на склад, там хранилось много продуктов, поэтому у нас там жила кошка. Она работает кошкой, по природе. И однажды я застал её «при исполнении». Она грызёт мышь, а та живая ещё, и вся морда у кошки в крови. А мышь ещё трепыхается. Это было неприятно. Но как вы думаете, что чувствует кошка? Она думает, что мышке больно? Нет. Потому что всё сознание её находится на языке. Но вам неприятно, знаете, почему? Потому что вы не едите мышей. Поэтому ваше сознание более широкое, и вы чувствуете, что мыши больно. А почему кошка не чувствует? Её сознание очень узкое.
Все дурные вещи – предательство, убийство, обман, воровство – рождаются, когда человеку что-то очень надо и его сознание, естественно, становится менее восприимчивым к тому, что кто-то есть рядом. И наоборот, если человек становится менее сосредоточенным на своих чувствах, то его сознание расширяется. Поэтому если вы идете в направлении эгоизма, то это называется деградацией. Если ваш вектор направлен в обратном направлении, ваше сознание становится шире, и вы начинаете естественно замечать, что есть другие люди, у вас проявляются хорошие качества. Это значит, что вы прогрессируете в благости.
Мы с вами люди, но, в принципе, очень похожи на кошек – не хвостами, не шерстью, но своим поведением. У нас такие же потребности: у кошек есть дом и ей хочется кушать. Но чего нет у кошек, а есть у людей? Кошка никогда не будет философски смотреть в небо и так мечтательно думать: «А не попробовать ли мне ананасов? А может, ананасы – это как раз то, что мне принесет счастье?» Нет, у неё всё по-простому. Но в человеческом теле есть разум. И этот разум позволяет человеку быть либо хуже, чем животное, либо лучше.
Допустим, человек хуже, чем животное. Это означает, что свою способность к анализу и поиску он использует для того, чтобы быть не просто животным, а суперживотным. Никакое животное просто так не убьёт. Оно защищается, оно хочет есть. Но человек может убить просто так, ради интереса. Что не съем, то покусаю. Животные так не делают, но человек может так делать.
Но человек может быть лучше, чем животное, если он использует свой разум для того, чтобы искать счастье. Людей, которые используют свой разум для того, чтобы понять, как избавиться от эгоизма, называют брахманами. А тех, кто имеет разум, но не пользуются им, называют крипанами.
Я вам это всё рассказываю не для того, чтобы вы потом пришли домой и стали показывать пальцем на свою жену или мужа и говорить: «А, ты годас, все с тобой ясно». Не в этом смысл. Мы должны смотреть на себя, чтобы, с одной стороны, понять, куда ведет мой вектор, а с другой стороны, увидеть, как выглядит человек, у которого можно учиться правильно общаться с Богом. Такой человек должен быть госвами, то есть широкомыслящим, умеющим контролировать свои чувства, потому что у него внутри есть какой-то другой источник счастья.
Из лекции Олега Сунцова "Как найти духовного учителя?"